З.Фрейд. «Влечения и их судьбы»: пары противоположностей

Работа «Влечения и их судьбы» была написана Зигмундом Фрейдом в 1915 году. В то же время Фрейд поставил перед собой задачу выписать основные метапсихологические, ключевые понятия. В 1915 году он создал такие работы, как «Бессознательное», «Вытеснение», «Скорбь и меланхолия», «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях». В этих текстах Фрейда мы находим целый ряд сюжетов, которые ведут к будущей реконструкции метапсихологической системы.

Впервые понятие «влечение» (Trieb) Фрейд вводит в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905). Это понятие, одно из ключевых в психоанализе, вырабатывалось на основе изучения сексуальности, в том числе инфантильной.

В первом абзаце этой статьи Фрейд уводит нас от классических постулатов науки, согласно которым любое теоретическое положение, любое теоретическое исследование строится лишь на эмпирическом материале, который в свою очередь является базой, и подводит к тому, что сам выбор эмпирического материала осуществляется на основе определенной теоретической презумпции.


Фрейд пишет:
«Правильное начало научной деятельности состоит в описании явлений, которые затем группируются, классифицируются и вводятся во взаимосвязи. Но уже при описании нельзя не применить к материалу некоторые абстрактные идеи, которые берутся, конечно, не только из нового опыта». [1]
Зигмунд Фрейд в кабинете
Можно сделать вывод о том, что сам аналитический дискурс не имеет движения от одного к другому: движение из клинической практики в теорию или из теории в клиническую практику, по сути, является встречным. В данной работе Фрейд раскрывает понятие «влечение» с точки зрения физиологии и биологии, определяет четыре характеристики влечения, определяет их судьбы, находит пары противоположностей, рассматривает проявления влечения в форме амбивалентности, выделяет три полярности душевной жизни.

С точки зрения физиологии Фрейд пытается найти различия между понятиями «раздражитель» и «влечение». Он говорит о том, что раздражитель действует извне, тогда как влечение исходит изнутри и является раздражителем для психического. Другое фундаментальное различие понятий заключается в том, что влечение представляет собой постоянную движущую силу, тогда как раздражитель — однократный толчок. C точки зрения биологии Фрейд заключает, что влечение находится на границе между психическим и телесным, влечение происходит не только из тела или психики, а имеет пограничную локализацию.

Кроме всего прочего, влечение доступно осознанию опосредованно и только с помощью психических репрезентаций и аффекта.

В общем определении влечения Фрейд объединяет четыре элемента: цель, объект, силу (напряжение) и источник. Цель влечения — удовлетворение, получаемое в результате снижения напряжения. К цели могут вести разные пути, в том числе через периодическое увеличение количества напряжения. Объект, с помощью которого влечение достигает своей цели, называется объектом влечения. Фрейд делает акцент на том, что объект изначально не связан с влечением и приходит на место первичного, утраченного инцестуозного объекта.

По его мысли объект является самым изменчивым элементом влечения. Под силой влечения понимаются энергия, напряжение, давление, которые необходимы для достижения цели. Источником влечения представляется орган или часть тела (рот, глаз, ухо, и тд.), раздражение которого вызывает влечение.
Зигмунд Фрейд. Портрет
Автор говорит о четырех судьбах сексуальных влечений:
1. Превращение влечения в противоположность;
2. Обращение против собственной персоны (реактивное образование: изменение неприемлемого в приемлемое);
3. Вытеснение в бессознательное (изгнание из сознания);
4. Сублимация (смещение сексуального влечения на другие цели).

Фрейд выделяет три основные формы проявления амбивалентности влечений: любовь — ненависть; садизм — мазохизм; стремление демонстрации себя — стремление к подглядыванию. При этом он акцентирует внимание на том, что любовь способна на три противоположности:
· любить — ненавидеть;
· любить — быть любимым;
· любить другого — любить самого себя.

Фрейд анализирует превращение влечения в противоположность, причем последняя «распадается на два процесса — на обращение влечения от активности к пассивности и на содержательную инверсию».[2] В качестве примеров первого процесса Фрейд исследует пары противоположностей «садизм/мазохизм» и «эксгибиционизм/вуайеризм», а во втором процессе — превращение любви в ненависть.

Во «Влечениях и их судьбах» утверждается, что садизм первичен и его суть состоит в том, чтобы причинить боль и насилие по отношению к объекту. Ученый говорит о том, что субъект с самого начала испытывает к объекту садистические чувства, по каким-то причинам объект отвергается субъектом и заменяется собственной персоной. Затем происходит трансформация активной цели влечения в пассивную, что аналогично страдательному залогу в грамматике. В случае мазохизма в качестве нового объекта субъект ищет постороннего человека, который займет позицию субъекта. В результате направленная на себя активность предоставляется другому субъекту, а тот, в свою очередь, занимает позицию агрессора и проявляет садистические влечения.

Фрейд обозначает обратный механизм превращения мазохизма в садизм, при котором пассивная мазохистическая цель обратным путем превращается в активную садистическую. В этом случае субъект получает удовольствие, причиняя боль объекту, отождествляясь с последним.

Как мы видим, путь влечений садизма/мазохизма проходит через превращения, аналогию которым можно увидеть в движении древнегреческого глагола от активного залога через возвратный в страдательный. Сложность этого явления заключается в том, что садизм и мазохизм не могут существовать раздельно, всегда приходится сталкиваться с переходом от активности к пассивности и к смене цели влечения от субъекта к объекту и обратно.
Зигмунд Фрейд в кабинете
Схожие процессы Фрейд описывает и при превращениях в паре «эксгибиционизм/вуайеризм». Эти влечения имеют целью получение удовольствия от разглядывания и демонстрации себя. Проявления влечений разворачиваются с той же последовательностью, которая присуща паре «садизм/мазохизм». Первая фаза заключается в проявлении активности и направленности на другого — разглядывать другой объект. Вторая фаза — тот же возврат, обращение влечения на самого себя — разглядывать себя. Третья фаза — обращение активности в пассивность — быть разглядываемым.

Еще одна фаза трехступенчатого процесса, о которой говорит Фрейд, предшествует первой фазе активности; в ней сосуществуют одновременно два полюса влечения: и активная направленность — разглядывать Другого, и возвратная направленность — разглядывать самого себя. Ученый причисляет эту фазу к явлениям аутоэротизма, при котором объектом наблюдения выступает собственное тело, воспринимаемое субъектом в фантазии как Другой, как объект, на который можно направлять влечение к разглядыванию. Фрейд относит такое поведение к нарцизму, из которого, в свою очередь, развивается активное влечение к разглядыванию, тогда как пассивное влечение к разглядыванию фиксируется на нарциссическом объекте. Ученый говорил о том, что превращение садизма в мазохизм означает регресс к нарциссическому объекту, тогда как в обоих случаях (пассивного влечения к разглядыванию и мазохизма) в результате идентификации нарциссический субъект заменяется другим, посторонним Я.
Фрейд пишет:

«...судьбы влечений — обращение против собственного я и превращение активности в пассивность зависят от нарциссической организации Я и отмечены печатью этой фазы». [3]


Буквально в течение пяти лет Фрейдовская концепция влечений существенно изменилась. В работе «По ту сторону удовольствия» (1920) он объединил сексуальные влечения и влечения к самосохранению в единое понятие — влечение к жизни. Благодаря обнаружению Сабиной Шпильрейн деструктивного компонента в сексуальном влечении, Фрейд вводит новый термин «влечение к смерти». Последнее, по определению Фрейда, противоположно влечениям к жизни; целью влечения к смерти служит полное снижение напряжения, возвращение живого к неорганическому состоянию. Фрейд говорил о неизбежности смерти и в связи с этим о существующем внутреннем стремлении всех живых организмов к ней.

Труды Фрейда оказали многообразное влияние на культуру прошедшего столетия. Но и в самой культуре словно бы возникло встречное движение: появились такие герои и типы, которые кажутся созданными специально для анализа с помощью концепций Фрейда и его последователей. Один из них — писатель, поэт, политик Эдуард Вениаминович Лимонов (Савенко), который массовому сознанию представляется личностью весьма экстравагантной. Рассмотрим его автобиографический роман «Подросток Савенко, или Автопортрет бандита в отрочестве» (первая публикация 1983).
Эдуард Лимонов
Действие происходит в пятидесятые годы в Харьковском районе Салтовка. Мать Эдуарда была домохозяйкой, отец — служил в правоохранительных органах и бесконечно пропадал в командировках. Оба не занимались воспитанием сына, и тот был предоставлен улице. Эдуард стеснялся своих родителей, часто проводил время у друзей и фантазировал о другой семье.

Роман начинается с того, как перед пятнадцатилетним Эди-бэби (так звали его друзья) стояла задача найти двести пятьдесят рублей, чтобы в определенный день Х сводить четырнадцатилетнюю Светку на свидание в лучшую компанию ребят в городе. Мы видим, что Светка является объектом влечений юного Эдуарда, а цель — заполучить её расположение и в конечном счете переспать с ней.

Родители Эдуарда стремились вырастить из сына прилежного гражданина, а его потребности всячески фрустрировались, это вызывало у него злость. Мать не давала ему денег на карманные расходы, и Эди-бэби был вынужден грабить магазины, столовую, и в конце концов просить деньги у приятелей. Эдуард пишет: «Мать верит, что если она не даст ему денег на то, чтобы выпить бутылку биомицина с друзьями, он успокоится и послушно обойдется без биомицина и друзей. Она не знает своего сына и того, что у него слишком сильный характер. Она понятия не имеет, что Эди ворует уже давным-давно, а теперь стал взламывать вместе с Костей магазины и даже частные квартиры». [4] Здесь мы видим, что влечение находит любой путь для достижения цели.

Недостаток родительской любви Эдуард восполняет алкоголем, общением со шпаной, улицей.

Несмотря на низкую успеваемость, Эди увлекается чтением книг, которые берет в библиотеке, и не возвращает. У него раскрывается поэтический талант, о котором ему говорят друзья и знакомые.
Когда наступает день X, у Эдуарда не оказывается заветных двухсот пятидесяти рублей, и друг Кадик уговаривает его, вместо свидания со Светкой, выступить на поэтическом поединке перед многотысячной толпой. Он уверет его, что Светка тщеславна и будет довольна обрушившейся на него известностью. Здесь можно проследить такую судьбу влечения, как сублимация.

Эдуард выиграл поединок, но был обеспокоен отсутствием Светки, она не пришла. Он отправляется праздновать победу с друзьями, тратит накопленные пятьдесят рублей на выпивку, в тот вечер становится свидетелем убийства и изнасилований, курит дурь, спасается бегством от милиции, но глубокой ночью приходит во двор Светки. После долгих сомнений он отправляется к ней в квартиру, застает дома одну, устраивает сцену ревности и в результате совершает половой акт. Цель достигнута. Но Эдуард разочаровывается в Светке и уходит. Он решает переехать в другой город и навсегда покинуть родной Харьков, Салтовку, шпану, родителей, друзей. Здесь мы видим, как объект влечения изменился.

Резюмируя, хочется обозначить, что процесс проявления влечений Фрейд соотносит с извержением лавы: изначальный выплеск влечения может протекать без изменений, но с каждым новым толчком, с каждым новым всплеском лавы прежнее влечение преобразуется, переходит из одного состояния в другое, подвергается изменению, каждый последующий всплеск дополняет прежнее влечение новым качеством.

Фрейд пишет:
«Любое влечение можно разложить на отдельные, разделенные во времени и одинаковые в рамках (любого) временного отрезка всплески, которые ведут себя по отношению друг к другу подобно последовательным извержениям лавы». [5]
Список литературы
1 Фрейд З. [Собрание сочинений] Т. 13: Статьи по метапсихологии / Т. 14: Статьи по метапсихологии 2 / З. Фрейд; [пер. и примеч. А. Юран;]. – СПб.: Восточно-Европ. ин-т психоанализа, 2020 – 384 с. — С. 86


2 Там же. С.96
3 Там же. С.101
5 Там же. С.100

4 Лимонов Э. Подросток Савенко, или Автопортрет бандита в отрочестве: [роман]. — М. :Альпина нон-фикшн, 2021. — 272с. — C. 125

На моём канале Яндекс.Дзен статьи выходят раньше, подписывайтесь:

https://dzen.ru/piyanzov


Фото к статье предоставлено сайтом https://www.freepik.com

ДРУГИЕ СТАТЬИ

(03)
МОЙ ПУТЬ
Показать еще